Обучение работающих с позиций безопасности жизнедеятельности направлено на предупреждение появления у них ошибок двух типов: психомоторных и ошибок в принятии решений. Ошибки психомоторные возникают у человека на уровне двигательных операций и проявляются в тех или иных неловких двигательных актах. Для безопасного выполнения моторных действий в процессе работы необходимо научиться полно и правильно оценивать возникающую информационно-производственную ситуацию и приобрести необходимые двигательные навыки применительно к отдельным этапам деятельности.
Существенную роль при этом имеет обучение персонала в условиях моделирования реальной практической деятельности с возможно более полным учетом особенностей и характера присущих для нее информационных воздействий. Особое значение в данном направлении приобретают тренировки соответствующих групп лиц с целью выработки навыков поведения в нештатных, непредвиденных ситуациях и поиск оптимальных стратегий поведения в ходе их разрешения. В процессе обучения исключительно важно, повышая уровень профессиональных навыков и снижая тем самым уровень объективного риска, добиваться стабилизации уровня субъективного риска, особенно при работе в сложных производственных условиях. В этом случае речь идет о снижении излишней уверенности в своих возможностях, которая может в определенных условиях быть причиной ошибочных действий, травм и других негативных последствий.
Одновременно необходимо обеспечить формирование у оператора психологической готовности — психологического состояния, характеризующегося его уверенностью в своей психологической надежности (здоровье, знаниях, навыках), осознанном наличии потенциальных ресурсов и умением рационально распределять их в процессе деятельности.
Большое значение в формировании этого состояния имеет подготовка операторов на тренажерах в усложненных условиях деятельности за счет введения в ее структуру дополнительных психологических факторов сложности: дефицита времени, неопределенности информационной среды, дополнительных задач и других ситуационных моментов.
Важным аспектом в процессе обучения безопасности жизнедеятельности является выработка у персонала и отдельных лиц умения правильно принимать решения и избегать при этом опасных ошибок.
Существует следующая последовательность в обучении принимать правильные решения: приобретать знания, т. е. научиться узнавать, идентифицировать отдельные явления; научиться понимать, объяснять, излагать данное явление, событие; научиться применять, т. е. использовать свои знания и понимание; научиться анализировать, т. е. уметь разложить любое сложное явление на его простые составляющие; научиться синтезировать, т. е. научиться по простым составляющим воспроизводить сложное явление или конечное событие; научиться оценивать, т. е. критически осмысливать данное явление.
При обучении необходимо последовательно переходить от одного уровня к другому до выработки у человека способности критически и объективно оценивать сложившуюся конкретную ситуацию и принимать правильное адекватное решение. Мониторинг источника загрязнения (МИЗ) может являться составной частью подсистемы локального мониторинга окружающей среды, а может включать в себя только элементы объектового производственного контроля, практически полностью замкнутого на технологию, ее процессы и аппараты.
Охрана труда в Российской Федерации
Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности,...
Планирование работ по охране труда на объектах эко…
Планирование мероприятий по охране труда представляет собой одну из функций управления охраной труда. Планы работ подразделяются: –...
Теория БЖД
- Главная
- Билеты и ответы по экзамену БЖД
- Вопросы и ответы БЖД
- Вопросы и ответы по БЖД
- Безопасность жизнедеятельности
- Конспект лекций «Безопасность жизнедеятельности»
- Учебные материалы - БЖД
- Безопасность жизнедеятельности : конспект лекций для студентов
- Учебно-методический комплекс по дисциплине Безопасность жизнедеятельности
- Интересности
- Подборка лекций по БЖД
- Задать вопрос специалисту