Методы анализа опасностей и предупреждения аварий

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Любая авария есть результат системного взаимодействия нескольких причин, которые образуют некоторую иерархи­ческую структуру. Непосредственная причина, вызвавшая аварию, является следствием одной или нескольких причин другого уровня, которые в свою очередь вызваны причинами более низкого уровня и т.д.

Таким образом, каждая авария является многопричинной.

Количество причин теоретически может быть сколько угодно большим, однако практически анализ по логическим соображениям ограничивается выявлением только таких при­чин, устранение которых направлено на повышение безопас­ности,

Анализ опасностей невозможен без процедуры декомпо­зиции, т.е. разложения сложных систем на более простые, вплоть до элементарных.

Анализ опасностей может быть априорный, т.е. профилак­тический, до возникновения аварии, и апостериорный, т.е. после возникновения аварии. Порядок анализа в обоих слу­чаях может быть прямым (от аварии к причинам) и обратным (от причин к аварии).

Принципы системности, многопричинности, иерархично­сти и декомпозиции составляют методологическую основу анализа опасностей. Главной целью анализа опасностей яв­ляется установление причинных взаимосвязей, приводящих к аварии, и отыскание профилактических мероприятий.

Причинные взаимосвязи могут быть представлены графи­чески в форме т.н. "деревьев причин". Графический метод разработан в начале 1960-х годов Уотсоном (США) для ана­лиза процесса запуска ракет. При построении "деревьев" ис­пользуются специальные логические символы. Метод опи­сан в книге Хенли Дж.Э., Кумамото X. "Надежность техни­ческих систем и оценка риска".

Метод построения "дерева" причин трудно формализуем и требует больших затрат времени высококвалифицирован­ных экспертов.

Более простой способ построения "деревьев" причин ис­пользован в отечественной космонавтике и описан в книге Г.Т. Берегового "Безопасность космических полетов".

Методики анализа с помощью "деревьев" причин пригод­ных для широкого применения пока нет. Анализ опасностей может носить не только качественный, но и количественный характер. В последнем случае на основе статистических дан­ных определяется риск, количественная оценка опасности.

По результатам анализа разрабатываются мероприятия, направленные на предупреждение аварий или уменьшения их вероятности. Профилактические мероприятия делятся на 2 группы: повышающие безопасность технических систем и снижающие вероятность ошибочных действий персонала.

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

При разработке мероприятий ориентируются на извест­ные методы, принципы и средства обеспечения безопасно­сти.