Умственная деятельность проявляется в нейродинамических и нейрофизиологических состояниях мозга, в усилении кровоснабжения мозга, повышению энергетического обмена нервных клеток, изменении биоэлектрической активности мозга при интенсивной умственной работе мозг потребляет до 15-20% энергии, а суточные расход энергии при умственной работе достигает 10,5-12,5 МДж.
Умственная работа связана с нервным напряжением, которое зависит oт значимости, опасности и ответственности работы. При нервном напряжении возникает тахикардия, рост кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение потребления кислорода. Для правильной организации умственной деятельности необходимо: постепенно «входить» в работу: соблюдать ритм, систематичность, чередовать работу с отдыхом, деятельность должна быть систематической.
Характеристикой эффективности деятельности человека является работоспособность, т.е. величина функциональных возможностей человека выполнять работу. Она зависит от субъективных и объективных факторов. В изменении работоспособности в течение рабочего дня установлена определенная закономерность: фаза врабатывания (1,5-2,5ч), высокой устойчивой работоспособности (2-2,5ч), фаза снижения работоспособности. После обеденного перерыва фазы изменения работоспособности повторяются. Для оценки физической работоспособности используют показатель способности к внешней механической работе, характеризующий частотой сердечных сокращений при разных нагрузках.
В процессе работы у человека возникает утомление, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, ухудшением показателей работы. Механизм утомления объясняет центрально-нервная теория утомления. Она учитывает влияние процессов, происходящих в работающих мышцах и органах на формирование утомления (недостаток кислорода, накопление метаболитов, истощение питательных веществ и др.). За счет обратных связей изменяется состояние ЦНС, формируется корковая защитная реакция, ограничивающая работоспособность. Физиологические картины физического и умственного утомления сходны. Утомление – это целостный процесс, в нем физическое и умственное утомление взаимосвязаны.
Для сравнения различных видов труда, проведения оздоровительных мероприятий необходима оценка тяжести труда.
Тяжесть труда – интегральное понятие, выражающее степень функционального напряжения организма при трудовом процессе. Функциональное напряжение может быть энергетическим при физическом труде и эмоциональным при умственном труде. Соответственно нагрузка на организм при мышечных усилиях классифицируется как физическая тяжесть труда, при эмоциональной нагрузке как нервная напряженность.
На практике используется несколько классификаций тяжести и напряженности труда. Каждая классификация имеет свое назначение. Так, в гигиене труда используется подразделение тяжести труда по степени мышечной и нервной нагрузки: 4 категории, определяемые по эргономическим критериям тяжести и напряженности труда (показатель мышечной и нервной нагрузки). Для оценки гигиенической эффективности проводимых оздоровительных мероприятий условия труда подразделяются на 3 класса (оптимальные, предельно допустимые, вредные и опасные).
При определении льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда используется нормирование гигиенических критериев оценки условий труда по показателям вредных и опасных факторов.
Основными мерами профилактики утомления являются обоснование и внедрение в производственную деятельность рационального режима труда и отдыха. Оптимальный режим труда и отдыха – это распорядок в трудовой деятельности, который регламентирует такое соотношение работы и отдыха, когда высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека в течение в длительного времени. Чередование работы и отдыха необходимо из физиологических особенностей трудовой деятельности человека. Большое значение в профилактике утомления имеет активный отдых, в том числе физические упражнения, проводимые во время коротких производственных перерывов, что, по данным исследователей, позволяют повысить производительность труда от 3 до 14% и улучшить некоторые показатели физиологического состояния организма работающих.
Теория БЖД
- Главная
- Билеты и ответы по экзамену БЖД
- Вопросы и ответы БЖД
- Вопросы и ответы по БЖД
- Безопасность жизнедеятельности
- Конспект лекций «Безопасность жизнедеятельности»
- Учебные материалы - БЖД
- Безопасность жизнедеятельности : конспект лекций для студентов
- Учебно-методический комплекс по дисциплине Безопасность жизнедеятельности
- Интересности
- Подборка лекций по БЖД
- Задать вопрос специалисту