Российская служба по чрезвычайным ситуациям

История развития ГО ЧС.

Российская Федерация - одно из немногих государств мира, где для предупреждения и ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий, на всех уровнях государственной власти, созданы специализированные службы и формирования.

Впервые в России, в 1990 году, был создан Российский корпус спасателей с целью прогнозирования, предотвращения и быстрой ликвидации различных чрезвычайных ситуаций. Вскоре, в 1991 году, он был преобразован в Госкомитет РФ по делам гражданской обороны (ГО), чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). В систему ГКЧС России вошли штаб ГО Российской Федерации и вся сеть штабов, а также войска гражданской обороны.

В 1994 году указом Президента РФ на базе ГКЧС России образовано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидация последствий стихийных бедствий (МЧС России). В подчинение МЧС России были переданы Госкомчернобыль России, комитет по проведению подводных работ особого назначения (КОПРОН), а также авиакосмическая служба поиска и спасения. Функции штабов ГО были расширены, а сами штабы были преобразованы в штабы по делам ГО и ЧС. Изменение названия отражает переориентацию их деятельности, прежде всего, на решение задач мирного времени.

Указом Президента РФ N 643 от 8 мая 1993 года были определены задачи и пути совершенствования сил ГО России. Начальником гражданской обороны Российской Федерации по должности был определен председатель Правительства (премьер - министр). Руководство гражданской обороной в субъектах РФ, муниципальных образованиях, министерствах и ведомствах, учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возложено на соответствующих руководителей. Они по должности являются начальниками гражданской обороны соответствующих субъектов РФ, министерств, предприятий и т.п.

В 1994 году был принят федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Данный закон определял общие для Российской Федерации организационно - правовые нормы в области защиты населения страны, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В 1998 году, с 19 февраля вступил в силу федеральный закон "О гражданской обороне". Этот закон определил в области гражданской обороны:

·        основные задачи;

·        принципы организации и ведения гражданской обороны;

·        полномочия органов государственной власти РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ;

·        права и обязанности граждан и др.

В настоящее время Россия стала полноправным членом Международной организации "Защита населения в чрезвычайных ситуациях". Профессиональным праздником всех спасателей является 1 марта - "День гражданской обороны".

 

Организационная структура Министерства по чрезвычайным ситуациям России.

Концептуальная схема управления приведена на рис. 4.

Одним из направлений в деятельности Министерства является руководство созданием и развитием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Она создана с целью объединения усилий федеральных и местных органов исполнительной власти, их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

Функциональная схема Российской системы предупреждения

и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)

 

Российская служба по чрезвычайным ситуациям


Рис. 5

 

Функциональная подсистема и комиссии по чрезвычайным ситуациям включает в себя:

·        органы повседневного руководства и дежурные диспетчерские группы;

·        силы и средства наблюдения и контроля за чрезвычайными ситуациями;

·        силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.

 

 

Режимы работы РСЧС

В зависимости от результатов повседневного контроля и прогноза все службы Российской системы предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях работают в трёх режимах.

Режим повседневной деятельности. При этом режиме осуществляется:

·        повседневное наблюдение и контроль соответствующих служб;

·        повседневная работа по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

·        подготовка и поддержание в рабочем состоянии органов управления РСЧС на всех уровнях;

·        работа по созданию резервных фондов;

·        организация работы по страхованию населения и организаций от возможного воздействия чрезвычайных ситуаций и др.

Режим повышенной готовности. При этом режиме решаются задачи по:

·        организации руководства и детальному изучению обстановки;

·        усилению работы диспетчерской службы;

·        усилению контроля и прогнозированию обстановки;

·        защите населения и повышению устойчивости работы объектов народного хозяйства;

·        повышению готовности сил ликвидации чрезвычайной ситуации;

·        уточнению планов действий в чрезвычайной ситуации и др.

Чрезвычайный режим предполагает следующие действия:

·        организацию защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

·        организацию и отправку оперативных групп в район действия чрезвычайной ситуации;

·        выдвижение сил ликвидации черезвычайной ситуации в район бедствия;

·        организацию работы объектов народного хозяйства в условиях действия чрезвычайных ситуаций;

·        организация комплекса работ по обеспечению жизнедеятельности населения;

·        усиление контроля обстановки в районе действия чрезвычайной ситуации и др.

 

Существуют определённые критерии оценки загрязнения природной среды, классифицируемые как ЧС.

Под экстремально высоким загрязнением окружающей природной среды понимается следующее.

1.    Для атмосферного воздуха:

·         содержание одного или нескольких загрязняющих веществ, превышающее предельно допустимую концентрацию:

·         в 20-29 раз в течение времени более 2 суток;

·         в 30-49 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более;

·         в 50 и более раз (без учёта времени);

·         визуальные и органолептические признаки:

·         появление устойчивого, не свойственного данной местности (сезону) запаха;

·         обнаружение влияния воздуха на органы чувств человека - резь в глазах, слезотечение, привкус во рту, затруднённое дыхание, покраснение или другие изменения кожи, рвота и д.р. (одновременно у нескольких десятков человек);

Планирование и финансирование мероприятий по охран…

  На основе "Рекомендаций по организации мероприятий по охране труда", утверждённых постановлением Минтруда РФ N11 от...

Гражданская оборона Российской Федерации

  Новый этап развития гражданской обороны Российской Федерации связан с 1993 годом, когда Президентом Российской Федерации...

Добавить комментарий



Анти-спам: выполните задание