Человек является основным звеном современных эргатических (эрготехнических) систем, в то же время статистка аварий и катастроф свидетельствует о том, что 10-15% всех отказов непосредственно связаны с ошибками человека (всего же, прямо или косвенно, с ошибками человека связано 20-30% аварий и катастроф). Следовательно, анализ надежности технических систем должен обязательно включать человеческий фактор.
Надежность работы человека-оператора определяется как потребность успешного выполнения им работы или поставленной задачи на заданном этапе функционирования системы в течение заданного интервала времени при определенных требованиях к продолжительности выполнения работы.
Ошибка (отказ) человека-оператора определяется как невыполнение поставленной задачи (или выполнение запрещенного действия), которое может привести к нарушению нормального хода запланированных операций.
Ошибки оператора можно разделить на три большие группы:
1) цель операции не может быть достигнута из-за ошибочных действий оператора;
2) оператор стремится к достижению ошибочной цели (или какое-либо лицо);
3) оператор бездействует в тот момент, когда его участие необходимо.
Все многочисленные ошибки, допускаемые человеком в процессе осуществления взаимодействия «человек - машина» можно классифицировать следующим образом.
1. Ошибки проектирования: обусловлены неудовлетворительным качеством проектирования.
2. Ошибки изготовления: имеют место на этапе производства (неудовлетворительное качество работы, неправильный выбор материала и т.п.).
3. Операторские ошибки: неправильное выполнение установленных процедур.
4. Ошибки технического обслуживания: возникают в процессе эксплуатации (некачественный ремонт, неправильный монтаж и т.п.).
5. Ошибки контроля: связаны с ошибочной приемкой некачественного элемента или устройства.
6. Ошибки обращения (неудовлетворительное хранение, транспортировка изделий).
7. Ошибки организации рабочего места: теснота, наличие вредных факторов и т.п.
8. Ошибки управления коллективом (психологическая несовместимость, отсутствие стимулов и т.п.).
9. Внесение ошибок. Сюда относят ошибки, причину возникновения которых трудно установить.
Ошибки оператора и уровень нагрузок. Частота появления ошибок зависит от нагрузок, действующих на человека, причем эта зависимость является нелинейной. При малых нагрузках большинство операторов работает неэффективно, внимание рассеивается. Оптимальное качество работы достигает при умеренных нагрузках. При увеличении нагрузок возникает утомление, страх, беспокойство и вероятность ошибок возрастает.
Критерии оценки деятельности оператора. Деятельность оператора характеризуется быстродействием и надежностью.
Критерием быстродействия является время решения задачи, т.е. время от момента реагирования оператора на сигнал до момента окончания управляющих воздействий:
Tоп = a +bH = a+H/Vоп,
где a – скрытое время реакции, т.е. промежуток времени от момента появления сигнала до реакции на него оператора (0,2...0,5 с); b – время переработки одной единицы информации (0,15-0,35 мин.); H
– количество перерабатываемой информации; Vоп (2..4 ед/с), или пропускная способность, характеризующая время, в течение которого оператор постигает смысл информации.
Надежность оператора характеризуется его безошибочностью, готовностью, восстанавливаемостью, своевременностью и точностью. Для каждого из этих показателей разработаны соответствующие выражения. Вероятность Pj безошибочной работы, например, определяется на основе статистических данных.
Теория БЖД
- Главная
- Билеты и ответы по экзамену БЖД
- Вопросы и ответы БЖД
- Вопросы и ответы по БЖД
- Безопасность жизнедеятельности
- Конспект лекций «Безопасность жизнедеятельности»
- Учебные материалы - БЖД
- Безопасность жизнедеятельности : конспект лекций для студентов
- Учебно-методический комплекс по дисциплине Безопасность жизнедеятельности
- Интересности
- Подборка лекций по БЖД
- Задать вопрос специалисту