В соответствии с Федеральным законом от 12.02.98 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» в стране функционирует система гражданской обороны (ГО), предназначенная для подготовки к защите и защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Во исполнение Федерального закона от 21.12.94 г «Защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера» создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), основной целью которой является координация усилий органов государственного управления всех уровней для решения задач ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера в мирное время. В настоящее время идет процесс слияния этих систем с созданием единой государственной системы ЗНиТ под общим названием «Российская система гражданской защиты».
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по ЗНиТ от ЧС. Основными задачами РСЧС являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению ЗНиТ от ЧС;
- организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов (ПОО) в условиях ЧС;
- организация наблюдения и контроля за состоянием природной среды и ПОО, прогнозирование ЧС;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и ПУФ организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области ЗНиТ от ЧС;
- подготовка населения к действиям в ЧС; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области ЗНиТ от ЧС;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области ЗНиТ от ЧС.
Структура РСЧС. РСЧС имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый и включает две подсистемы – территориальную и функциональную (рис. 5.1).
Территориальная подсистема РСЧС состоит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению субъектов Федерации, и предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС данных субъектов.
Функциональная подсистема РСЧС состоит из организационных структур, создаваемых федеральными органами исполнительной власти для выполнения работ по ЗНиТ от ЧС в сфере их деятельности, и порученных им отраслей экономики.
На каждом уровне РСЧС имеются координирующие органы и постоянно действующие органы управления (рис. 5.1).
Режимы функционирования РСЧС. Функционирование РСЧС осуществляется в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС по трем режимам.
В режиме повседневной деятельности при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке осуществляются следующие мероприятия:
- наблюдение и контроль за состоянием ОПС, обстановкой на ПОО и на прилегающих к ним территориях;
- планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по ПУФ ОЭ и отраслей экономики в ЧС;
- совершенствование органов управления РСЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;
Рис. 5.1. Структура РС ЧС
- создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС; осуществление целевых видов страхования.
В режиме повышенной готовности при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, прогноза о возможности возникновения ЧС осуществляются следующие мероприятия:
- принятие на себя КЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложения по ее нормализации;
- усиление дежурно-диспетчерской службы;
- усиления наблюдения и контроля за состоянием ОПС, обстановкой на ПОО и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
- принятие мер по защите населения и ОПС, обеспечение УФ ОЭ; приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение в предполагаемый район ЧС.
В режиме ЧС при возникновении и во время ликвидации последствий:
- выдвижение оперативных групп в район ЧС;
- определение границ зоны ЧС;
- организация защиты населения;
- организация работ по ПУФ ОЭ и отраслей экономики, обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения;
- осуществление непрерывного контроля за состоянием ОПС в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к территориях.
Силы и средства РСЧС. Важнейшей составной частью РСЧС являются силы и средства, которые подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля включают в себя органы, службы и учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния ОПС, ПОО, веществ, материалов, здоровья людей и т.д.
Силы и средства ликвидации ЧС состоят:
- из военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных органов исполнительной власти и организаций РФ;
- учреждений и формирований службы экстренной медицинской помощи Минздрава России;
- формирований службы защиты животных и растений Минсельхоза России;
- военизированных противоградовых и противолавинных служб Росгидромета России;
- бассейновых аварийно-спасательных специализированных управлений Минтранса России;
- подразделений Государственной пожарной и поисково-спасательной службы, органов внутренних войск и муниципальной милиции;
- соединений и частей радиационной, химической и биологической защиты инженерных войск Минобороны России;
- военизированных горно-спасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минэнерго России;
- специализированных отрядов Минатома России;
- восстановительных и пожарных поездов МПС России; Центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России;
- территориальных и объектовых нештатных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований;
- отрядов и специалистов добровольцев общественных объединений.
Молниезащита зданий и сооружений
Молния – это мощный электрический разряд в атмосфере между разноименно заряженными облаками или между облаком...
Гражданская оборона
Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и...
Теория БЖД
- Главная
- Билеты и ответы по экзамену БЖД
- Вопросы и ответы БЖД
- Вопросы и ответы по БЖД
- Безопасность жизнедеятельности
- Конспект лекций «Безопасность жизнедеятельности»
- Учебные материалы - БЖД
- Безопасность жизнедеятельности : конспект лекций для студентов
- Учебно-методический комплекс по дисциплине Безопасность жизнедеятельности
- Интересности
- Подборка лекций по БЖД
- Задать вопрос специалисту