СНиП 2.04.05-91 "Отопление, вентиляция и кондиционирование".
Системы отопления состоят из трех основных элементов: генератора для получения тепла, теплопроводов или каналов и нагревательных приборов.
Классификация:
1. Центральное (генератор вне помещений).
2. Местное (вся система в одном устройстве).
Центральное отопление подразделяется на:
1. водяное;
2. паровое;
3. воздушное;
4. пароводяное;
5. водо-водяное.
Местное отопление подразделяется на:
1. Печное (площадь помещения менее 500м2 температура снаружи мене 120°С). Особенности: низкий КПД, пожаро- и травмо- опасность.
2. Газовое. Характеризуется: необходим контроль угарного газа и вентиляция.
3. Электрическое (калориферы, рефлекторы, электроковрики). Характеризуется: высокая температура, пожаро- и травмоопасность.
Основными видами отопления являются:
В системах парового отопления теплоносителем является пар, поступающий от паровых котлов или тепловых сетей. В зависимости от давления пара различают системы парового отопления низкого (0,005-0,07 МПа) и высокого (0,07Мпа) давления.
В системах воздушного отопления нагретый в калориферах воздух подается в отапливаемое помещение.
Система комбинированного отопления характеризуется наличием двух различных теплоносителей либо одним теплоносителем, но с разными параметрами. К этой системе относятся пароводяные, водо-водяные и все воздушные системы отопления (СНиП 11-33-75).
На автопредприятиях в качестве теплоносителя систем отопления применяют перегретую воду t до 150°С и пар.
Расчетная температура воздуха для помещений хранения и обслуживания автомобилей, а также некоторых складских помещений принимается согласно санитарным номерам, с учетом региональных метеорологических условий.
Таблица 2.4
Температура воздуха для помещений хранения и обслуживания автомобилей
Наименование помещений |
Т°С |
Относительная влажность, % |
Скорость движения,м/с |
Для обслуживания автомобилей |
16 |
Не более 75 |
Не более 0,5 |
Для хранения автомобилей |
5 |
Не нормируется |
Не более 1,0 |
Для хранения запасных частей, материалов и инструмента |
10 |
- |
- |
Для хранения шин |
10 |
- |
- |
В нерабочее время во всех помещениях необходимо поддерживать температуру 5°С. Отопление помещений для хранения и обслуживания автомобилей должно быть воздушное, совмещенное с приточной вентиляцией.
В помещениях вместимостью менее 300м3 система отопления должна быть:
При трехсменной работе – с перегревом приточного воздуха; При одно-, двухсменной работе – смешанные с местными нагревательными приборами, рассчитанными на дежурное отопление.
Расчет систем отопления (для автопредприятий)
Для устройств любой системы отопления необходимо предусмотреть возмещение отоплением всех теплопотерь в производственном помещении.
Общие суммарные потери тепла в производственном помещении составляют:
ΣQn=Q0 + QВ + QМ + QТ, (2.21)
где Q0 – теплопотери через ограждения здания
Qb – теплопотери через вентиляцию;
Qm – теплопотери на нагрев материалов и машин.
Qt – расход тепла для нагрева воды, применяемой для технических нужд.
При расчете автомобильных гаражей, особенно где паркуются крупные автомобили или автобусы следует принимать во внимание дополнительное тепло для возмещения его потерь через внешние ограждения (ворота), необходимое для обогрева въезжающих автомобилей (QДОП) и нагрева холодного воздуха, проникающего через открытые ворота (QXB).
Таким образом, суммарные потери тепла в автопредприятии будут находиться по следующему выражению.
ΣQn=Q0 + QВ + QМ + QТ+ QДОП+ QXB (2.22)
QT, = g0V(tB-tH) (Ккал/м3С°)
где g0 – удельная тепловая характеристика здания, Вт/м3С°;
Vh – наружный объем здания, м3;
tB и tH – расчетная внутренняя и наружная температура воздуха, °С.
QВ = gВ.VH(tB-tH) (Ккал/м3С°)
где gB – удельный расход тепла на нагрев воздуха, Вт/м3С° или (Ккал/м3С°).
где Км – массовая теплоемкость машин и материалов (кДж/кг °С);
G – масса машин или материалов, ввозимых в помещение, кг (кроме автомобиля);
τ – время нагрева до температуры помещения.
, (2.23)
где Q – расход пара или воды, кг/ч;
i – теплосодержание воды (пара) КДж/кг (из таблиц справочников);
iВ – теплосодержание возвращаемого в качестве конденсата КДж/кг (из таблиц справочников)
Р – количество возвращаемого конденсата.
, (2.24)
где с – удельная теплоемкость (с=0,1 для металлических и с=0,5 для остальных частей автомобиля), КДж/(кг К).
g и g1 – масса частей автомобиля, имеющих соответственно более высокую и более низкую температуру, чем температура внутри помещения, кг.
Δt и Δt1 – разности температур охлажденных и нагретых частей автомобиля и расчетной температуры внутри помещения, К.
В холодных автомобилях принимается, что двигатель, радиатор и вода, нагреты до 50°С, а все остальные части автомобиля имеют температуру на 10°С выше, чем расчетная отопительная наружная температура. Для расчета отопления принимаются следующие значения продолжительности обогрева автомобилей (в часах).
Автомобили 1-й категории длиной до 6м шириной до 2м – 1;
автомобили 2-й категории длиной 6 – 8м шириной до 2м – 2;
автомобили 3-й категории длиной 8 – 11м шириной от 2,5м – 2;
автомобили 4-й категории длиной более 11м шириной более 2,5м – 3.
Расход тепла на обогрев автомобилей 2 и 3 категорий в течение первого часа должен приниматься равным 70% от общего расхода тепла на обогрев этих автомобилей. Расход тепла на обогрев автомобилей 4-й категории должен приниматься – в течение первого часа – 50%, второго – 30 и третьего 20%.
, (2.25)
где V – количество проникающего в помещение холодного воздуха, кг/ч;
0,24 – теплоемкость наружного воздуха, КДж/(кг К);
tB и tH – внутренняя и наружная температура воздуха;
Т – время, на протяжении 1ч, в течение которого ворота находятся в открытом состоянии, мин.
При отсутствии воздушных завес объем поступающего за 1ч через ворота воздуха определяется расчетом, но должен быть не более 75% объема помещения. Количество поступающего в помещение холодного воздуха зависит от направления и скорости ветра, температуры снаружи и внутри, ширины и высоты ворот.
По суммарным теплопотерям определяют суммарную мощность котла: PК =(1,10...1,15)ΣQn 10-3, КВт.
Потребность в топливе на отопительный сезон можно примерно определить по формуле:
Q=gц v(tB-tН), кг (2.26)
gц – годовой расход условного топлива, затрачиваемого на повышение температуры на 1°С в 1м3 помещения, кг/°С;
V – наружный объем здания, м3.
Воздушные завесы
Эффективной мерой защиты от наружного холодного воздуха при открывании ворот является устройство воздушных завес, при въезде в помещение. Завесы должны быть предусмотрены, если температура наружного воздуха ниже -20°С в помещении обслуживания автомобилей при числе постов более пяти и в помещении хранения автомобилей при числе въездов и выездов более 20шт/ч. Воздушные завесы должны быть сблокированы с воротами, при открывании которых автоматически подается теплый воздух, препятствующий проникновению в помещение холодного. Воздушные завесы устраиваются следующим образом, обычно с одно стороны ворот (внизу или сбоку) располагают питательный воздуховод с длинной и узкой щелью, через которую под углом 45° выпускается воздушная струя, препятствующая поступлению в помещение холодного воздуха.
Воздух, подаваемый на завесу, забирается из верхней части помещения смешивается с подсасываемым наружным воздухом и выходит выше рабочей зоны.
Рис. 2.12 – Воздушные завесы
Воздух подаваемый на завесу, забирается из верхних частей помещения, смешивается с подсасываемым наружным воздухом и выходит выше рабочей зоны.
Расчет воздушной завесы сводится к определению величины R, условно называемой "характеристикой завесы".
,
где φК и φВ – функции, определяемые по специальным графикам;
Н и b – высота и ширина щели, м.
Расход воздуха, врывающегося в помещение при работе завесы
, (2.27)
где η – КПД завесы;
Gвор – расход воздуха через ворота при бездействии завесы, м3/ч.
Количество рециркуляционного воздуха, подаваемого на завесу
. (2.28)
Температура смеси воздуха, подаваемого на завесу и порывающегося в помещение
, (2.29)
где tн и tпод – температура наружного воздуха и воздуха подаваемого на завесу, К.
Необходимый расход воздуха на завесу при соблюдении заданной температуры смеси в близи ворот
(2.30)
Вентиляция на участках АТП
Помещения хранения автомобилей – общеобменная механическая вентиляция (приточно-вытяжная). Вытяжку устанавливать в верхней и нижней зоны...
Кондиционирование воздуха
Кондиционирование воздуха называется его автоматическая обработка с целью поддержания в помещении заранее заданного микроклиматического условия...
Теория БЖД
- Главная
- Билеты и ответы по экзамену БЖД
- Вопросы и ответы БЖД
- Вопросы и ответы по БЖД
- Безопасность жизнедеятельности
- Конспект лекций «Безопасность жизнедеятельности»
- Учебные материалы - БЖД
- Безопасность жизнедеятельности : конспект лекций для студентов
- Учебно-методический комплекс по дисциплине Безопасность жизнедеятельности
- Интересности
- Подборка лекций по БЖД
- Задать вопрос специалисту