Сфера взаим-ия общ-ва и природы, в пределах кот-ой разумная деятельность предстает главным, определяющ. фак-ром развития биосферы и человечества, называется ноосферой.
Впервые термин "ноосфера" в 1926 – 1927 гг. употребили французские ученые Лекруа и Тейяр де Шарден в значении "новый покров", "мыслящий пласт", кот-ый, зародившись в конце третичного периода, разворачивается вне биосферы над миром растений и животных. В их представлении ноосфера – идеальная, духовная ("мыслящая") оболочка Земли,возникшая с появлением и развитием человеч. сознания. Заслуга наполнения этого понятия материалистич. содержанием принадлежит академику В. И. Вернадскому. В его представлении, человек –часть живого вещ-ва, подчиненного общим законом организованности биосферы, вне кот-ой оно существовать не может. Человек является частью биосферы. Ноосфера представляет собой кач-венно новый этап эволюции биосферы, в кот-ом создаются новые формы ее организованности как новое единство, возникающее в результате взаим-вия природы и общ-ва. В ней законы природы тесно переплетаются с соц.-экономич. законами развития общества, образуя высш. материальн. целостность "очеловеч. природы". В. И. Вернадский, предугадавший наступление эпохи научно-технич. революции в XX веке, основной предпосылкой перехода биосферы в ноосферу считал научную мысль. Материальным ее выражением в преобразуемой человеком биосфере является труд. Единство мысли и труда не только создает новую соц. сущность человека, но и предопределяет переход биосферы в ноосферу. "Наука есть максимальная сила создания ноосферы".
Техносфера это этап эволюции биосферы, обусловленный техническим прогрессом и высоким развитием человеческой мысли. Техносфера нацелены главным образом на промышленность. Ее охраной занимается такая наука как промышленная экология.
Экологич. проблемы городов, главн. образом, наиб. крупных из них, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнит. небольш. территориях населения, транспорта и пром. предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологич. равновесия.
Темпы роста населения мира в 1,5-2,0 раза ниже темпов роста городского населения, к которому сегодня относится 40% людей планеты. За период 1939-1979 гг. население крупных городов выросло в 4, в средних - в 3 и малых - в 2 раза.
Соц.-экономич. обстановка привела к неуправляемости про-са урбанизации во многих странах. Помимо крупных городов-миллионеров быстро растут городские агломерации или слившиеся города (ассоциации). Над крупными городами атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз — газов. При этом 60 — 70 % газового загрязнения дает автомобильный транспорт. Более активная конденсация влаги приводит к увелич. осадков на 5 — 10%. Самоочищению атмосферы препятствует снижение на 10 — 20% солнеч. радиации и скорости ветра. При малой подвижности воздуха тепловые аномалии над городом охватывают слои атмосферы в 250—400 м, а контрасты температуры могут достигать 5— 6°С. С ними связаны температурные инверсии, приводящ. к повыш. загрязнению, туманам и смогу. Города потребляют в 10 и более раз больше воды в расчете на одного человека, чем сельские районы, а загрязнение водоемов достигает катастрофич. размеров. Объемы сточных вод достигают 1 кубометра в сутки на одного человека. В связи с этим практич. все крупн. города испыт. дефицит водн. ресурсов, и многие из них получают воду из удаленных источников. Водоносные горизонты под городами сильно истощены в результате непрерывных откачек скважинами и колодцами, а кроме того загрязнены на значит. глубину.
Теория БЖД
- Главная
- Билеты и ответы по экзамену БЖД
- Вопросы и ответы БЖД
- Вопросы и ответы по БЖД
- Безопасность жизнедеятельности
- Конспект лекций «Безопасность жизнедеятельности»
- Учебные материалы - БЖД
- Безопасность жизнедеятельности : конспект лекций для студентов
- Учебно-методический комплекс по дисциплине Безопасность жизнедеятельности
- Интересности
- Подборка лекций по БЖД
- Задать вопрос специалисту