БЖД направлена на защиту человека от воздействия опасных и вредных факторов. Для поддержания системы «человек-среда» в безопасном состоянии необходимо согласовать действия человека с элементами окружающей среды. Человек осуществляет непосредственную связь с окружающей средой при помощи органов чувств. Как уже было сказано выше, органы чувств являются периферическими отделами анализаторов. Основн. характеристикой анализатора явл. Чувствит., которая выражается в способности живого организма воспринимать действие раздражителей, исходящих из внешн. или внутр. среды. Она характериз. величиной порога ощущения — чем ниже порог, тем выше чувствительность. Различают абсолютн. и дифферен. пороги ощущения. Абсолютный порог ощущения это мин. сила раздражения, способная вызвать ответную реакцию. Дифференциальный порог ощущения — это мин. величина, на которую нужно изменить раздражение, чтобы вызвать изменение ответной реакции. Время, проход. от начала воздейств. раздражит. до появления ощущения, называется латентным периодом.
Зрительный анализатор обеспеч. более 80% информации о внешн. мире, имеет важное значение в обеспечении безопасности, характериз. следующими показателями:
- острота зрения — способность раздельного восприятия объектов — управляется большим числом биокибернетических устройств; сущ. сис-ма, обеспеч. четкость изображ. на сетчатке путем изменения кривизны хрусталика; кроме того, освещенность сетчатки регулируется диаметром зрачка;
— поле зрения — состоит из центральн. области бинокулярного зрения, обеспеч. стереоскопичность восприятия; его границы у отдельных лиц зависят от анатомических факторов; поле зрения охватывает около 240° по горизонтали и 150° по вертикали нормальн. естес. освещения; недостаток кислорода приводят к резкому уменьш. поля зрения;
— яркостный контраст — чувствительность к нему явл. важн. показателем зрит. анализатора; его порог (наименьшая воспринимаемая разность яркостей) зависит от уровня яркости в поле зрения и ее равномерности; оптимальный порог регистрируется при естественном освещении;
- цветовосприятие - способность различать цвета предметов. Цветовое зрение — это одновременно физич.,физиологич.,психологич. явление, заключ. в способности глаза реагировать на излучение различн. длины волны, в специфич. восприятии этих излучений. На ощущение цвета влияют длина волны излучения, яркость источника света, коэффициент отражения или пропускания света объектом, качество и интенсивность освещения. Цветовая слепота (дальтонизм) — генетическая аномалия, но цветовое зрение может меняться под влиянием приема некоторых лекарственных препаратов и под действием химических веществ.
Слуховой анализатор воспринимает звуки, которые представляют собой акустические колебания, способные восприниматься органом слуха в диапазоне 16-20000 Гц.Важной характеристикой слуха является его острота или слуховая чувствительность. Она определяется минимальной величиной звукового раздражителя, вызывающего слуховое ощущение. Острота слуха зависит от частоты воспринимаемого звукового сигнала. Абсолютный порог слышимости --минимальная интенсивность звукового давления, которая вызывает слуховое ощущение -- составляет 2 • 10'5 Н/м2. При увеличении интенсивности звука возможно появление неприятного ощущения, а затем и боли в ухе. Наименьшая величина звукового давления, при которой возникают болевые ощущения, называется порогом слухового дискомфорта. Он равен в среднем 80-100 дБ относительно абсолютного порога слышимости. Интенсивность звукового воздействия определяет громкость ощущения, частота -его высоту. Существенной характеристикой слуха является способность дифференцировать звуки раз-
личной интенсивности по ощущению их громкости. Минимальная величина ощущаемого различия звуков по их интенсивности называется дифференциальным порогом восприятия силы звука. В норме для средней части частотного диапазона звуковых волн эта величина составляет около 0,7—1,0 дБ.
Теория БЖД
- Главная
- Билеты и ответы по экзамену БЖД
- Вопросы и ответы БЖД
- Вопросы и ответы по БЖД
- Безопасность жизнедеятельности
- Конспект лекций «Безопасность жизнедеятельности»
- Учебные материалы - БЖД
- Безопасность жизнедеятельности : конспект лекций для студентов
- Учебно-методический комплекс по дисциплине Безопасность жизнедеятельности
- Интересности
- Подборка лекций по БЖД
- Задать вопрос специалисту