Человеку ежедневно приходится решать массу задач в условиях неполноты информации, недостаточности времени и ресурсов. И даже самые элементарные проблемы неизбежно приводят к достаточно высоким степеням напряжения. В течение жизни мы проходим по кривой напряжений многократно, не обязательно по классической кривой А (см. рис. 7.5). Чаще бывают другие варианты, когда мы не достигаем предельного уровня напряжений и не опускаемся ниже их среднего уровня.
Кривая утомления человека в ходе трудового процесса является частным случаем общей кривой напряжений: процесс врабатывания, пик производительности, утомление, затем отдых, восстановление сил, и повторение цикла.
Человек в принципе не может постоянно находиться в оптимальной зоне (зоне тренинга), так как работа не всегда бывает творческой, состояние влюбленности неизбежно проходит. Он постоянно перемещается по кривым напряжений и это для него так же естественно, как дышать, двигаться. Природой человеку дана способность к восстановлению своих ресурсов. Но мы знаем, что прохождение через различные стадии напряжения разрушает человека. И мы пока можем использовать в самом лучшем случае лишь половину диапазона отведенного нам биологического времени. Возможно, причина кроется в нашем неумелом, несерьезном обращении с полевыми структурами, в отсутствии веры в то, что это есть и действует на нас гораздо сильнее, чем нам хочется. Не важно, как мы это будем называть: бог, дух, душа и т.п.
Для того чтобы создать условия для восстановления после очередного прохождения кривой напряжений, необходимо, прежде всего, восстановить полевую структуру. На эмоциональном уровне это означает: уметь принять любую ситуацию, как данную свыше, любить всё сущее, людей, самого себя, как часть природы, быть терпимым, иметь желание совершенствоваться, изменить себя, а не других, подавлять в себе агрессию, ненависть к другим и к себе, осуждение, презрение, уныние, самобичевание.
Я думаю, что принципиально важным условием возможности воздействия на свои полевые структуры, а затем, естественно, и на физическое тело, является вера в то, что это правда. В противном случае ничего не получится или действие будет слабым.
Решить такую задачу на уровне определенной личности возможно. Но ведь ее нужно решать в масштабах человеческой популяции, а это очень сложно. Основная сложность заключается в том, что потребуется развивать в человеке тонкие механизмы чувств, переживаний, эмоций…
Потребуется не только построенная определенным образом система образования и воспитания, но и создание системы воздействия на человека через различные виды искусств (а значит, их развитие) и средства массовой информации.В заключение хочется указать на ряд причин стрессов, корни которых находятся в самих потребностях.
При классификации потребности делят на физиологические (еда, сон, секс, защита от опасностей), социальные (профессия, должность, социальный статус, уважение,…) и идеальные (потребность познать себя и мир, потребность в искусстве).
Нам представляется, что потребности могут быть разбиты на две группы:
· потребности, заложенные природой на подсознательном уровне;
· потребности, заложенные социумом (обществом) на сознательном уровне.
Очень часто возникают противоречия между этими двумя группами потребностей, и именно эти противоречия являются мощнейшим источником стрессов. Опасность этих видов стрессов заключается в том, что очень часто человек даже и не понимает, почему он чувствует себя глубоко несчастным и как от этого уйти. Социальные потребности чаще всего побеждают, так как они действуют на уровне сознания. Природные потребности имеют свое начало на уровне подсознания и иногда до конца нами и не осознаются.
Дело в том, что масса правил, установленных социумом как на законодательном, так и на морально-нравственном уровне противоречит природным программам, записанным у человека на генетическом уровне.
Вот только один пример на уровне основной цели жизни, предписанной человеку – самореализоваться в соответствии с данными тебе природой способностями. Способности распределяются природой вне зависимости от половой принадлежности. Социумом же навязываются ролевые стереотипы поведения для мужчин и для женщин, в результате чего ограничиваются возможности для самореализации и у тех и у других (а не только у женщин, как это принято думать).
Особенно опасны социальные ролевые установки, стереотипы поведения, связанные с возрастом человека. Человек не так себя ведет, как бы он мог и хотел, а так, как «прилично», по мнению общества, в его возрасте.
Противоречия между природными и социальными потребностями являются причиной многих отклонений от нормального поведения, заболеваний, сокращения длительности жизни.
Можно привести и другие примеры, но нам представляется, что именно здесь, в сглаживании или уходе от противоречий между природными и социальными потребностями, лежит ключ к сохранению здоровья и увеличению продолжительности жизни.
Теория БЖД
- Главная
- Билеты и ответы по экзамену БЖД
- Вопросы и ответы БЖД
- Вопросы и ответы по БЖД
- Безопасность жизнедеятельности
- Конспект лекций «Безопасность жизнедеятельности»
- Учебные материалы - БЖД
- Безопасность жизнедеятельности : конспект лекций для студентов
- Учебно-методический комплекс по дисциплине Безопасность жизнедеятельности
- Интересности
- Подборка лекций по БЖД
- Задать вопрос специалисту