Для реализации деятельности, направленной на удовлетворение какой-либо потребности человеческий организм приходит в так называемое состояние напряжения (СН). Состояние напряжения – форма мобилизации внутренних резервов организма, сопровождающаяся физиологическими реакциями и эмоциональными переживаниями. Это приспособительная реакция организма, обеспечивающая выживание в различных по степени сложности ситуациях.
Состояния напряжения возникают непроизвольно на уровне подсознания, они не подвластны ни нашим желаниям, ни усилиям воли. Управлять ими можно лишь косвенно, опираясь только на те эмоциональные переживания, которые сопровождают СН. Для управления СН необходимо знать механизм развития напряжения (рис. 7.4, рис. 7.5).
В соответствии с современными представлениями о развитии напряжений (другое принятое название «стресс») состояния напряжения пропорциональны силе потребности и вероятности ее удовлетворения. Под вероятностью удовлетворения подразумевают разницу между необходимыми и имеющимися материально-энергетическими ресурсами (МЭР) для удовлетворения данной потребности.
Материально-энергетические ресурсы, необходимые для решения задачи, определяются ее сложностью. Имеющиеся фактически ресурсы пропорциональны: материально-энергетическому потенциалу конкретного человека; имеющейся у него информации (на уровне сознания и подсознания) о предстоящей задаче и возможных вариантах способов его решения; имеющемуся реально времени для ее решения.
Для каждого конкретного человека можно выделить предельный, допустимый и средний уровень МЭР. Считается, что опасно находиться в зоне решения таких задач, которые требуют затрат МЭР ниже среднего. Это зона отсутствия тренинга (рис. 7.5, нулевая зона).
Следует стремиться к решению таких задач, когда затраты МЭР находятся в диапазоне от среднего до допустимого (рис. 7.5, зона 1). Это зона тренинга всего организма. Умение находится в этой зоне как раз и обеспечивает высокий уровень здоровья.
В диапазоне от допустимого до максимального не следует пребывать слишком долго (защита временем), а возникшие физиологические сдвиги можно снимать двигательной активностью (рис. 7.5, зона 2).
При невозможности решить задачу и сохранении актуальности ее для человека происходит процесс исчерпания МЭР (рис. 7.5, зона 3), они быстро падают до среднего уровня (депрессия, угнетение, подавление иммунитета).
И если не удается достаточно быстро выйти из этого состояния, то происходит переход в зону 4 (см. рис. 7.5), где возможна поломка механизмов защиты и адаптации и возникновение заболеваний.
Следить за тем, в каком состоянии вы находитесь, можно по состоянию эмоций. Если у вас эйфория, ощущение «крыльев за спиной» (например, состояние влюбленности, или решение очень вами любимых творческих задач), то вы пребываете там, где нужно (рис. 7.5, зона 1). Если у вас проблемы, но вы настроены на решение задачи, вы находитесь в зоне 2. Если вы поняли, что задача не разрешима – вы в зоне 3. Если вы слишком долго не можете выбраться из депрессии, то процесс сам собой перейдет в зону 4, а это уже болезнь.
Теория БЖД
- Главная
- Билеты и ответы по экзамену БЖД
- Вопросы и ответы БЖД
- Вопросы и ответы по БЖД
- Безопасность жизнедеятельности
- Конспект лекций «Безопасность жизнедеятельности»
- Учебные материалы - БЖД
- Безопасность жизнедеятельности : конспект лекций для студентов
- Учебно-методический комплекс по дисциплине Безопасность жизнедеятельности
- Интересности
- Подборка лекций по БЖД
- Задать вопрос специалисту