ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ НАДЕЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ТРУДА

В числе актуальных вопросов создания безопасной работы можно выделить наиболее значимые для решения проблемы приспособления человека к тем или иным условиям труда:

· во-первых, индивидуальная пригодность человека для выполнения данного вида трудовой деятельности, т.е. соответствие его физических, психических и психологических качеств характеру предстоящего труда;

·         во-вторых, соответствие уровня его подготовки и профессионального опыта решаемым производственным задачам;

·         в-третьих, устойчивость установки на выполнение данного вида работы (заинтересованность, чувство долга и т.п.);

·         в-четвертых, соблюдение требований безопасности;

·         в-пятых, физическую и психологическую способность в данный (конкретный) период эффективно решать вопросы производственной деятельности.

Научно-технический прогресс сопровождается концентрацией производственных процессов и повышением ответственности человека за организацию производственной деятельности. В связи с этим проблема психической надежности специалистов приобретает все большую остроту не только для транспортных средств (авиации, железнодорожного и автомобильного транспорта), но и для многих специалистов на производстве: операторов автоматизированных систем управления (АСУ), диспетчеров энергосистем и др.

Решение вопросов психической надежности специалистов, деятельность которых связана с ответственностью за жизнь людей, складывается из двух направлений. Первое направление представляет организацию медицинского и профессионального отбора, лиц для выполнения работ с повышенными формами эмоциональной (психической) нагрузки. Второе направление составляет постоянный контроль за здоровьем и особенно за психическим и психологическим состоянием этой группы специалистов.

Повседневная практика и медико-психологические наблюдения свидетельствуют о предрасположенности определенных групп людей к рискованным поступкам и повышенному травматизму. К их числу относятся рабочие с низкими трудовыми навыками, слабой профессиональной подготовкой, а также лица с психическими расстройствами (болезнями) или с признаками нервно-психической неустойчивости.

К группе с психическими заболеваниями могут относиться также лица со всеми формами патологии характера, определяемые понятием психопатии, а также больные с отдаленными последствиями закрытых травм головного мозга, тяжелых инфекций и  интоксикаций, сопровождающихся стойкими нарушениями в эмоциональной сфере.

Под нервно-психической неустойчивостью (медицинский критерий) понимается не болезнь, а группа признаков, указывающих на слабость психических процессов и предрасположенность человека к срывам в условиях высокой психической нагрузки.

При решении вопросов индивидуальной пригодности человека к различным видам трудовой деятельности в зависимости от характера труда к психическому здоровью человека могут предъявляться различные требования. Медицинским отбором выявляются лица, страдающие психическими заболеваниями или перенесшие тяжелые формы психических болезней.

При этом на работу, связанную с возможностью травматизма (верхолазы), работу с энергоустановками высокого напряжения или высокой ответственностью за характер деятельности (водители транспорта, машинисты подъемных башенных кранов и т.п.) не допускаются лица, обнаруживающие умственное недоразвитие, эпилепсию и разные пароксизмальные расстройства сознания, психозы (в том числе и в стадии ремиссии), некоторые формы психопатии (эксплозивная, астеничная и др.) и неврозы.

Медицинские освидетельствования осуществляются врачами с использованием клинических методов обследования. При вынесении решений комиссии руководствуются медицинскими критериями болезни. Когда характер труда требует ограничения приема лиц, страдающих психическими расстройствами, а в регламентируемых документах нет на это указания, администрация может принять меры для получения в соответствующих инстанциях специального разрешения на проведение более тщательного отбора, так как это мероприятие направлено на сохранение здоровья людей.

Современная производственная деятельность может предъявлять повышенные требования к психической надежности специалиста. Действия человека и его поведение определяются психическим состоянием. От устойчивости психических функций зависит возможность оператора своевременно и правильно решать вопросы, связанные с управлением производством (системой).

Аварийность и производственный  травматизм связаны с такими психологическими критериями, как психическая работоспособность, устойчивость человека к психическим и физическим нагрузкам, надежность психических процессов при экстремальных воздействиях (сложной или аварийной ситуации). Решение  этих проблем возможно путем внедрения в практику имеющегося опыта организации профессионального медико-психологического отбора.

Профессиональный отбор на первом этапе ставит задачу не допустить к работе, связанной с высокой ответственностью за жизнь людей и повышенными эмоциональными нагрузками, лиц с нервно-психической неустойчивостью. В настоящее время разработана комплексная медико-психологическая методика, обследования больших  коллективов с использованием бланкового метода, позволяющая выявлять лиц с различными формами нервно-психической неустойчивости (эксплозивной, тормозной, астеничной и др.).

Лица с нервно-психической неустойчивостью, как обладающие повышенной степенью риска, не должны обучаться профессиям, требующим повышенной эмоциональной устойчивости (оператора АСУ, диспетчера пультов управления электростанций и энергосистем, верхолаза, мастера буровых установок, электрика высоковольтных линий, водителя специальных машин и др.). Для выявления нервно-психической неустойчивости (психопатических черт характера, легких остаточных явлений травм, инфекционных и интоксикационных поражений головного мозга) также должны направляться лица, совершившие аварии.

У лиц с нервно-психической неустойчивостью скорее возникают запредельные формы психического напряжения и легко развиваются тяжелые формы утомления. В состоянии чрезмерного психического напряжения или тяжелого утомления человек легко совершает ошибки, у него нарушается внимание, снижается осторожность. Все это создает психологические предпосылки к аварийности и производственному травматизму. Поэтому лица с нервно-психической неустойчивостью не могут направляться на должности с высокой ответственностью за свои действия.

Перед организаторами сложных современных видов производственной деятельности в ряде случаев возникает необходимость проведения психологического (психофизиологического) отбора специалистов. Профессиональный психологический отбор имеет целью с помощью качественных и количественных психологических критериев (тестов) определять пригодность человека к различным видам труда.

Систему профотбора составляют два раздела: профессиография и психодиагностика. Психологическая профессиография изучает содержание работы в целях определения знаний, умений и психических способностей, требуемых от работника для выполнения данного вида труда. Психодиагностика на основании обследования психологическими методами (беседой, тестовыми испытаниями) выявляет особенности психических процессов человека, и сопоставляет их с требованиями профессий. Психологический отбор целесообразен, когда для тех или иных профессий необходимы более высокие требования к слуху, зрению, скорости сенсомоторных реакций, памяти и другим свойствам психической деятельности. При проведении профессионального отбора обычно не осуществляется выбор лиц с повышением той или иной функции, а исключаются обследуемые с недостаточной выраженностью этих функций.

Осуществляя психофизиологический отбор, необходимо иметь в виду известный в психологии факт, что многие психические свойства формируются и развиваются в процессе обучения и воспитания. В числе психологических факторов, определяющих уровень травматизма, особое место занимает профессиональная подготовка. Имеются наблюдения, что до 50 % производственных травм в машиностроении и строительстве приходится на молодых рабочих со стажем до двух лет. Профессиональная неопытность тесно связана с низкой дисциплиной труда, неосторожными действиями и поведением.

В комплексном процессе совершенствования профессиональной подготовки специалистов вопросы гармонического сочетания обучения и воспитания должны занимать важное место. Специалистам необходимо не только давать знания в области безопасности труда, но и прививать установку на неукоснительное соблюдение требований безопасности труда. Неудовлетворенность работой, утрата интереса к деятельности снимают рабочий тонус, ослабляют внимание и нередко являются причиной несчастных случаев.

Рабочий, заинтересованный в своей профессии, охотно принимает все требования по соблюдению безопасности и сохранению высокой работоспособности. Заинтересованность в работе вытекает из личности специалиста, обеспечивает эмоциональный настрой и, следовательно, благотворно влияет на безопасность труда. Некоторые неблагоприятные условия производства (недостаточное освещение, шум, запыленность, чрезмерно низкая или высокая температура рабочего помещения, и другие вредные факторы) могут прямо или косвенно влиять на уровень производственного травматизма. Вредные и неблагоприятные факторы, вызывая дискомфорт, изменяют настрой человека на выполнение работы и снижают заинтересованность не только в работе, но и в соблюдении требований безопасности.

Режим труда (особенно монотонные формы работ) способен самостоятельно угнетать психическую активность и снижать осторожность специалиста в процессе производственной деятельности. Неоценимую роль в обеспечении безопасности труда играет психологическая атмосфера производственного коллектива. Формирование правильных взглядов на организацию и выполнение мероприятий по охране труда имеет решающее значение для благоприятного функционирования рабочего коллектива.

Для выполнения этой работы необходимы постоянное внимание руководителей производства и комплексные усилия общественных организаций и специалистов охраны труда. Учитывая наибольшую подверженность молодых рабочих производственному травматизму, для этой категории лиц в коллективах должна создаваться особая обстановка заботы по воспитанию и обучению безопасным формам труда. Производственному активу, наставникам следует использовать все методы для формирования у молодых рабочих установки на соблюдение требований безопасности труда.