Платежи за загрязнение окружающей среды. Порядок определения платы

Порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного действия на окружающую природную среду  установлен в соответствии с законом «Об охране окружающей природной среды».

Настоящий порядок распространяется на всех, кто является природопользователем. Это могут быть и юридические (предприятия, организации всех форм собственности), и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием.

Предусмотрено взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

·           выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;

·           выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных  источников;

·           сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

·           сброс загрязняющих веществ на рельеф местности;

·           неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты;

·           размещение отходов;

·           смывы загрязняющих веществ с почв.

По существу платежи за загрязнение являются одной из форм налогообложения хозяйствующих субъектов. В основу определения размера такого налогообложения положены так называемые базовые нормативы платы (БНП) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов.

Базовые нормативы платы представляют собой цену в рублях за одну тонну конкретного загрязняющего вещества, выброшенного в окружающую среду или цену в рублях за одну тонну размещенных отходов.

 Базовые нормативы платы едины для всей территории РФ и устанавливаются на государственном уровне постановлением правительства РФ, а затем для конкретной территории (например, Хабаровского края) – постановлением главы этой территории (например, Главы Хабаровского края).

В РФ установлено два вида базовых нормативов платы, то есть, установлено две возможные цены за выброс  (сброс), размещение отходов:

БНП1

– за выброс  (сброс), размещение отходов в пределах установленных нормативов (ПДВ, ПДС) – минимальная цена;

БНП2

за выброс  (сброс), размещение отходов в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов: ВСВ, ВСС) – большая цена.

В зависимости от степени опасности того или иного вещества разница в ценах (разница между  БНП1 и БНП2) изменяется от «в несколько раз» до «на несколько порядков».

При расчете платежей применяются дополнительные коэффициенты:

1)           повышающий коэффициент: Кпов = 5. Применяется при сверхлимитном загрязнении окружающей среды или в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс (сброс), тогда вся масса загрязняющих веществ рассматривается как сверхлимитная. Применение настоящего коэффициента по своему существу является штрафованием природопользователя. В этом случае при расчете платежей применяется базовый норматив платы БНП2;

2)           учитывающие особенности экологической ситуации:

для воздуха   Квоздух = 2,0;

для воды    Кводы = 3,06;

для твердых отходов   Котходы = 2,3;

3)           учитывающие особенности экономической ситуации (инфляционные коэффициенты):  Кинфл = 93.

Экологические и инфляционные коэффициенты периодически пересматриваются и утверждаются на данной территории на определенный период. Значения коэффициентов, приведенные в настоящем пособии, являются действующими на территории Хабаровского края на 01.01.2002 г.

Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы), размещение отходов включаются в себестоимость продукции. Платежи за превышение ПДВ, ПДС осуществляются из прибыли предприятия.

Платежи перечисляются природопользователем ежеквартально в бесспорном порядке до 20 числа следующего за отчетным кварталом месяца, при нарушении установленных сроков – изымаются в безакцептном порядке по платежным распоряжениям (т.е. взыскиваются со счетов предприятия в принудительном порядке без его согласия и участия).

Таким образом, платежи за загрязнение конкретной среды (воздуха, воды и т.д.)  определяются путем перемножения количества выбрасываемого i-го вещества, в тоннах на соответствующий базовый норматив платы, в рублях за тонну и соответствующие  коэффициенты. При этом необходимо установить, к какому виду относится выброс: нормативному (ПДВ, ПДС), в пределах установленных лимитов (ВСВ, ВСС) или сверхлимитному. В зависимости от этого выбираются базовые нормативы платы и повышающие коэффициенты. Затем производится суммирование по всем ингредиентам и по всем средам.

Фактическая масса выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ определяется расчетными или инструментальными методами.

Определение квартального фактического объема возможно на основе:

1)      результатов анализов (замеров), регистрируемых в журналах учета установленной формы;

2)      по нормативам ПДВ (ПДС), а за год – по данным статистической отчетности с последующим уточнением фактических объемов;

3)      для не имеющих нормативов ПДВ – по данным предыдущего года, деленным на четыре, с последующим уточнением по итогам года.