Безопасность жизнедеятельности (БЖД) как новая научная и образовательная система в РФ возникла в конце 80-х начале 90-х годов XX века первоначально как результат сложения следующих образовательных систем: «Охраны труда», «Гражданской обороны» и «Охраны окружающей среды». Существенный научный и организационный вклад в создание этой новой системы внесли профессора О.Н.Русак (Санкт-Петербургская научная школа) и С.В.Белов (Московская научная школа).
Интересно проследить за изменением основных определений и понятий БЖД.
В 1991 г. БЖД определялась как наука (область знаний) об обеспечении безопасности человека в любых условиях обитания (охраны труда обеспечивала безопасность человека в условиях производства; гражданская оборона – в чрезвычайных ситуациях).
И если старые системы были построены от оборудования, от технологии, от опасных и вредных факторов, то в новой системе человек занимал центральное место, как «мера всех вещей», как самоцель развития общества. Например, предлагалось строить БЖД в виде системы, где в центре стоит человек, объединяя все воздействующие на него факторы (рис. 1.1).
Общую неудовлетворенность построением новой дисциплины выразил ведущий специалист в области БЖД профессор О.Н Русак, который отмечает в одном из своих докладов (1994 г.), что в ней не развита общая теория безопасности, отсутствуют четкие концепции безопасности, не определена терминология, противоречивы философские и мировоззренческие концепции БЖД.
В 1994 г. БЖД определяется как область науки и техники, направленная на создание безопасных и комфортных условий жизни и деятельности человека в условиях промышленных зон и территориально-производственных регионов.
В 1995 г. БЖД определена как наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания.
При любых формулировках БЖД, как науки (области знаний) основным объектом изучения всегда выступали опасности. Под опасностями понимались неблагоприятные события (явления), которые прямо или косвенно могли привести к угрозе для жизни, здоровья, комфорта человека или могли нанести ему имущественный ущерб.
В качестве основной модели объектов окружающего мира для изучения опасностей использовались различные варианты моделей «человек – среда» и «человек – машина – окружающая среда» (рис. 1.2). Однако такие представления и понятия, очень удобные при изучении некоторых видов опасности, не могут описать все их многообразие.
Для разработки общей теории безопасности и поиска на ее основе более эффективных способов защиты от опасностей, необходимо было продолжать работу в следующих направлениях:
· разработка общих и частных моделей объектов окружающего мира для решения задач БЖД;
· поиск обобщающих определений опасности;
· таксономия (классификация) опасностей с целью поиска (определения) природы рисков и разработки концептуальных направлений по их снижению.
Теория БЖД
- Главная
- Билеты и ответы по экзамену БЖД
- Вопросы и ответы БЖД
- Вопросы и ответы по БЖД
- Безопасность жизнедеятельности
- Конспект лекций «Безопасность жизнедеятельности»
- Учебные материалы - БЖД
- Безопасность жизнедеятельности : конспект лекций для студентов
- Учебно-методический комплекс по дисциплине Безопасность жизнедеятельности
- Интересности
- Подборка лекций по БЖД
- Задать вопрос специалисту