К эффективным мероприятиям относятся квалифицированное проведение инструктажей работников по охране труда. Различают следующие виды инструктажей: вводный, на рабочем месте, периодический (повторный), внеплановый и текущий.
Вводный инструктаж: должны проходить работники, впервые поступившие на предприятие, и учащиеся, направленные для производственной практики. Вводный инструктаж знакомит с правилами по охране труда, внутреннего распорядка предприятия, основными причинами несчастных случаев и порядком оказания первой медицинской помощи при несчастном случае.
Инструктаж на рабочем месте (первичный) должны пройти работники, вновь поступившие на предприятие или переведенные на другое место работы, и учащиеся, проходящие производственную практику. Этот инструктаж знакомит с правилами охраны труда непосредственно на рабочем месте, с требованиями инструкций по охране труда, а также с индивидуальными защитными средствами.
Периодический (повторный) инструктаж: проводится с целью проверки знаний и умений работников применять навыки, полученные ими при вводном инструктаже и на рабочем месте. Независимо от квалификации и от стажа работы этот вид инструктажа должны походить работники торговли и общественного питания (не реже одного раза в шесть месяцев), работники производственных предприятий (не реже одного раза в три месяца).
Внеплановый инструктаж: проводится на рабочем месте при замене оборудования, изменении технологического процесса или после несчастных случаев из-за недостаточности предыдущего инструктажа.
Текущий инструктаж: проводится после выявления нарушений правил и инструкций по охране труда или при выполнении работ по допуску-наряду.
Инструктаж на рабочих местах на производственных предприятиях проводят мастера участков; на предприятиях общественного питания в цехах - заведующие производством; в торговом зале, складских и подсобных помещениях - заведующие предприятием; в магазинах - заведующие отделом (в небольших магазинах, где нет отделов - заведующие магазинами).
На каждом предприятии должна быть книга для записи инструктажей по охране труда.
В каждом предприятии (организации) должны быть инструкции по охране труда на каждый вид работ, которые утверждаются руководителем и согласовываются с профсоюзной организацией. Каждые 4 года инструкции по охране труда должны пересматриваться, и, если в условиях выполняемых работ произошли изменения, заменяться новыми инструкциями. Если изменений в характере выполняемых работ не произошло, инструкции по охране труда могут быть пролонгированы (с согласия профсоюзной организации или трудового коллектива) на срок до 4 лет.
Инструкции по охране труда размещаются на рабочих местах, второй экземпляр хранится у специалиста по охране труда. Инструкции по охране труда учитываются в журнале выдачи инструкций по охране труда.
Специальное курсовое обучение по охране труда организуется для лиц, которые по условиям работы подвергаются повышенной опасности (кочегары, машинисты, электромонтеры и др.). Курсовое обучение обязательно также и для бригадиров, организующих выполнение такелажных, монтажных, ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ, мастеров, прорабов и т.д. Знания слушателей курсов проверяет комиссия и записывает в протокол, на основании которого выдержавшим экзамены выдают удостоверение. Переаттестация проводится в установленные для каждой специальности сроки, но не реже, чем один раз в 4 года.
Для предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на предприятиях оборудуются кабинеты или уголки по технике безопасности, где размещаются плакаты, схемы, инструктивные материалы по технике безопасности, индивидуальные средства защиты, приборы для измерения шума, света, вибрации и т. д. Систематическое проведение лекций, бесед, инструктажей с использованием таких наглядных пособий, как кинофильмы и телевизионные передачи, является действенным способом пропаганды охрану труда на производстве.
Профессиональный отбор - одна из задач управления охраной труда на производстве. Требования к операторам технических систем определены стандартами подсистемы ССБТ в разделе «Требования к персоналу». В этом разделе для работ повышенной опасности оговаривается минимальный возраст, необходимый для допуска к работе (с 2000 г. этот возраст составляет 21 год); ограничения по полу (запрещение проведения женщинами сварки внутри емкостей, плазменного напыления и т. д.), уровень профессиональной подготовленности по безопасности труда. Например, необходимость специального обучения с проверкой знаний (компрессорщики), получение определенной группы по технике безопасности (электрики, сварщики и т. п.), прохождение аттестации перед допуском к работе (например, крановщики). Специфика отдельных технологических процессов предъявляет к лицам, их выполняющим, дополнительные требования в части их психических возможностей, антропометрических данных, состояния здоровья. Соответствие этим требованиям выявляется в рамках профессионального отбора, а также медицинских освидетельствований.
Профессиональный отбор работающих по отдельным специальностям (шоферы, лица, работающие на высоте, операторы и др.) предусматривает установление их физической и психофизиологической пригодности к безопасному выполнению работ. Особое внимание при этом уделяется учету физических возможностей, антропометрических данных (рост, длина рук и т. п.) и психофизиологических данных (темперамент, способность к концентрации внимания, к восприятию большого объема информации, реакция на внешнее воздействие, психологическая устойчивость и т. п.).
Операторы и диспетчеры сложных систем управления проходят тестирование на определение общего и структурно-логического объема памяти, способности к концентрации внимания как одномоментной, так и в течение рабочего дня, в том числе при наличии разного рода неблагоприятных воздействий (звуковых, световых), способности к переключению внимания. Кроме того, применительно к ним проводят оценку избирательности внимания, выявления склонности к принятию решений, связанных с риском. Оценка объема памяти ведется по таблицам, содержащим различную визуальную информацию (геометрические фигуры, наборы цифр, тексты), после ознакомления с содержанием которых испытуемый по возможности быстро воспроизводит эту информацию по памяти.
Особое внимание обращается на изучение быстроты реакции испытуемых. Для этой цели разработан рефлексометр РЦП-3, предназначенный для измерения простой и сложной реакции человека на световые и звуковые раздражители. Анализатор сенсомоторной координации АСК-3 позволяет оценивать общее время реагирования и точность реагирования. Измеритель критической частоты световых мельканий ИКЧ-2 позволяет измерять степень утомляемости (в частности зрительной) отдельных лиц в процессе труда. Разработаны тесты на исследование глазомера.
Применительно к травмоопасным производствам в качестве элемента профотбора рекомендуется выявление с помощью специальных тестов психического склада человека. Имеются данные, что уровень травматизма среди холериков и меланхоликов выше, чем среди сангвиников.
Теория БЖД
- Главная
- Билеты и ответы по экзамену БЖД
- Вопросы и ответы БЖД
- Вопросы и ответы по БЖД
- Безопасность жизнедеятельности
- Конспект лекций «Безопасность жизнедеятельности»
- Учебные материалы - БЖД
- Безопасность жизнедеятельности : конспект лекций для студентов
- Учебно-методический комплекс по дисциплине Безопасность жизнедеятельности
- Интересности
- Подборка лекций по БЖД
- Задать вопрос специалисту