Методы анализа опасностей и предупреждения аварий

Любая авария есть результат системного взаимодействия нескольких причин, которые образуют некоторую иерархи­ческую структуру. Непосредственная причина, вызвавшая аварию, является следствием одной или нескольких причин другого уровня, которые в свою очередь вызваны причинами более низкого уровня и т.д.

Таким образом, каждая авария является многопричинной.

Количество причин теоретически может быть сколько угодно большим, однако практически анализ по логическим соображениям ограничивается выявлением только таких при­чин, устранение которых направлено на повышение безопас­ности,

Анализ опасностей невозможен без процедуры декомпо­зиции, т.е. разложения сложных систем на более простые, вплоть до элементарных.

Анализ опасностей может быть априорный, т.е. профилак­тический, до возникновения аварии, и апостериорный, т.е. после возникновения аварии. Порядок анализа в обоих слу­чаях может быть прямым (от аварии к причинам) и обратным (от причин к аварии).

Принципы системности, многопричинности, иерархично­сти и декомпозиции составляют методологическую основу анализа опасностей. Главной целью анализа опасностей яв­ляется установление причинных взаимосвязей, приводящих к аварии, и отыскание профилактических мероприятий.

Причинные взаимосвязи могут быть представлены графи­чески в форме т.н. "деревьев причин". Графический метод разработан в начале 1960-х годов Уотсоном (США) для ана­лиза процесса запуска ракет. При построении "деревьев" ис­пользуются специальные логические символы. Метод опи­сан в книге Хенли Дж.Э., Кумамото X. "Надежность техни­ческих систем и оценка риска".

Метод построения "дерева" причин трудно формализуем и требует больших затрат времени высококвалифицирован­ных экспертов.

Более простой способ построения "деревьев" причин ис­пользован в отечественной космонавтике и описан в книге Г.Т. Берегового "Безопасность космических полетов".

Методики анализа с помощью "деревьев" причин пригод­ных для широкого применения пока нет. Анализ опасностей может носить не только качественный, но и количественный характер. В последнем случае на основе статистических дан­ных определяется риск, количественная оценка опасности.

По результатам анализа разрабатываются мероприятия, направленные на предупреждение аварий или уменьшения их вероятности. Профилактические мероприятия делятся на 2 группы: повышающие безопасность технических систем и снижающие вероятность ошибочных действий персонала.

При разработке мероприятий ориентируются на извест­ные методы, принципы и средства обеспечения безопасно­сти.