Основные законодательные акты по охране труда.

 Обеспечение БЖД достигается правильностью и своевременностью принимаемых соответствующих управленческих решений в масштабах страны, в отраслях и на отдельно взятых производственных объединениях, предприятиях и в организациях. Управление БЖД ведется по трем самостоятельным направлениям, каждое из которых имеет свою правовую (законодательную) нормативную и организационную основу, свои руководящие и контролирующие органы. Этими направлениями (рис. 10) являются обеспечение охраны труда, охраны окружающей среды, прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС.

Законодательство о труде и охране труда является основой управления охраной труда. Оно заключает в себя целый ряд законов, главными из которых являются Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» и Трудовой кодекс РФ (Кодекс).

В Кодексе вопросы охраны труда нашли отражение в целом ряде разделов, таких как «Общие положения», «Социальное партнерство в сфере труда», «Трудовой договор», «Рабочее время», «Время отдыха», «Трудовой распорядок. Дисциплина труда», «Охрана труда», «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников», «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства».

 

Нормативные правовые акты по охране труда включают в себя гигиенические нормативы (ГН); санитарные нормы (СН) и санитарные правила и нормы (СанПиНы) Минздрава России; правила безопасности Госгортехнадзора России; документацию Госэнергонадзора России, основными нормативными документами которого являются ПУЭ, Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок; систему строительных норм и правил (СНиП) Госстроя России. Начат выпуск межотраслевых правил по охране труда Минтрудом России. Основным видом нормативных правовых актов по охране труда является ССБТ Госстандарта России.

2                                     ССБТ - одна из систем государственной системы стандартизации. Шифр этой системы в ГСС-12. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как общефедерального, так и отраслевого значения. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда. ССБТ является нормативно-технической основой перехода от техники безопасности к малоопасной технике. Эта система позволила стандартизировать требования безопасности путем введения раздела «Требования безопасности» во все виды проектной документации (ГОСТы, ОСТы, ТУ) на выпускаемую продукцию, а также в рабочую конструкторскую и технологическую документацию  на ее  изготовление.

К нормативно-правовым актам относятся также межотраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания (МУ), рекомендации). Эти акты принимаются Постановлением Правительства РФ, либо надзорными органами по охране труда.

Отраслевая документация по охране труда представлена соответствующими правилами ведения работ, отраслевыми стандартами (ОСТами) и отраслевыми организационно-методическими документами.

Объектами стандартизации на предприятии являются: организация работ по охране труда, контроль состояния условий труда, порядок стимулирования работы по обеспечению безопасности труда, организация обучения и инструктажа работающих по безопасности труда; организация контроля за безопасностью труда. Возможно создание стандартов предприятий по безопасности труда на организацию работ по пожарной профилактике, на методы измерения травмоопасных и вредных факторов.

Государственное управление охраной труда в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в РФ» осуществляется органами законодательной и исполнительной власти, а также специально уполномоченным органом.

Местная администрация согласно закона «О местном самоуправлении в РФ» обеспечивает соблюдение СН иГН на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.

Надзор и контроль за правильностью устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, сосудов под давлением и других систем повышенной опасности, а также за безопасностью ведения работ при разработке полезных ископаемых возложен на Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор).

Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляют органы Государственного энергетического надзора РФ (Госэнергонадзор).

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических и санитарных норм и правил осуществляется подразделениями Минздрава России (Госсанэпидемнадзор).

Государственный надзор за соблюдением правил эксплуатации установок, являющихся источниками ионизирующих излучений, осуществляет Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Атомнадзор).

Ведомственный контроль за ОТ ведут службы ОТ министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот контроль осуществляют такие же службы, а при их отсутствии - инженеры по охране труда, либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков, а также лица, на которые возложено проведение производственного контроля за выполнением санитарных правил.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и по охране труда осуществляют профсоюзы и специальные комиссии профсоюзных комитетов организаций. Кроме того, выбираются уполномоченные по охране труда профсоюза. Виды контроля условий и охраны труда на предприятии многообразны. Контроль может быть выборочным, сплошным, аттестационным, плановым, внеплановым.

Важнейшими критериями состояния ОТ являются статистические показатели травматизма, Кч, Кт и Кл. Анализ динамики изменения приведенных коэффициентов позволяет прогнозировать их значение на ближайший период. Критерии, позволяющие квалифицировать травму как производственную (несчастный случай), приведены в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденном постановлением Минтруда России в 2002 г.

На предприятиях РФ могут быть созданы системы управления охраной труда. Координацию деятельности звеньев этой системы осуществляет специальное лицо (по ГОСТ 12. 0. 006-03). Основными функциями СУОТ являются планирование и стимулирование работ по охране труда. Основой для принятия управленческих решений, является анализ результатов контроля, включающий оценку состояния охраны труда.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в РФ»

службы охраны труда, в значительной мере повышающие эффективность системы управления по сравнению с предприятиями, где эти службы могут отсутствовать, должны организовываться, если численность работающих составляет более 100 чел.

Обучение работающих безопасности труда ведется при профессиональной подготовке независимо от ее формы (институт, колледж, обеспечение непосредственно на производстве), в рамках системы инструктажей и при повышении квалификации.

Министерствами, государственными комитетами и ведомствами по согласованию с соответствующими профсоюзными органами, а в необходимых случаях и с соответствующими органами государственного надзора могут утверждаться типовые инструкции по ОТ для рабочих основных профессий.

Из других задач системы управления ОТ следует отметить обеспечение режимов труда и отдыха, санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания, ответственность за решение которых возложена Федеральным законом «Об основах охраны труда в РФ» на работодателя. Режимы труда и отдыха должны быть зафиксированы в правилах внутреннего распорядка. Требования к санитарно-бытовому обслуживанию определены СНиП 2. 09. 04-87, устанавливающими требования к устройству гардеробных, помещений для спецодежды, душевых, умывальников, курительных и т. п.