Факторы производственной среды и урбанизации.

ПрС это часть среды обитания человека, включающая природно-климатические факторы, а также факторы, связанные с профессиональной работой (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения и др.), называемые вредными и опасными. Как известно, опасными принято считать факторы, способные при определенных условиях вызывать острое нарушение здоровья и гибель организма; вредными - факторы, отрицательно влияющие на работоспособность или вызывающие профессиональные заболевания и другие неблагоприятные последствия.

Опасные и вредные факторы подразделяются на[6]: 1) химические; 2) физические, причиной которых могут быть шум, вибрация и другие виды колебательных воздействий, неионизирующие и ионизирующие излучения, климатические параметры, атмосферное давление, уровень освещённости; 3) биологические, вызываемые патогенными микробными препаратами, биологическими пестицидами и др.

Интенсивный рост городов (урбанизация) происходил особенно в прошлом ХХ в., концентрация основной массы населения в городах, насыщенных промышленными предприятиями, транспортными магистралями, жилыми домами, породили ряд проблем, в т.ч. и общую проблему безопасности человека. В настоящее время в России насчитывается около 30 тыс. городов, из них 5 тыс. с населением более 50 тыс. человек (т.е. средних и крупных), более 10 городов России имеют население более 1млн человек, а в столичных городах Москве и Санкт-Петербурге соответственно более 10 млн и 5 млн человек. В целом по России городское население составляет около 75%, в других высокоразвитых странах эта тенденция находится примерно на этом же уровне.

В городах, особенно в крупных, сосредоточен целый ряд таких экологически опасных промышленных объектов (ОПО), как металлургическое, химическое, машиностроительное, нефтеперерабатывающее, целлюлозно-бумажное, а также  объекты энергетики, неотъемлемой частью которых являются: мощные выбросы в ОС отходов; тепловое электромагнитное, шумовое загрязнение; потенциальная опасность крупномасштабных техногенных аварий и катастроф. По ряду техногенных причин в последнее время наметилась тенденция увеличения количества АвС на химически опасных объектах (ХОО). Около 100 объектов повышенного химического риска находится в Москве, на которых ежедневно ведётся работа с большим количеством опасных химических веществ. Ежедневно в Москве также происходит разгрузка 20 – 40 вагонов со взрывоопасными веществами, примерно такая же обстановка потенциальной химической опасности существует и в других городах страны. Кроме того, в Москве существует дополнительная потенциальная радиационная (около 9 атомных реакторов) и бактериологическая опасность (несколько десятков лабораторий со сверхопасными штаммами).

Автомобильный транспорт стал на современном этапе наиболее опасным для человека. Жертвами его становятся как водители и пассажиры, так и пешеходы. По статистическим данным в России за последние 5 лет в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) пострадало около 1,2 млн человек, погибли 182 тыс., многие стали инвалидами. В России только за 2000 год социально-экономический ущерб составил 191,6 млрд. руб., в т.ч. от гибели и ранения людей – 117,8 млрд., порчи груза – 1,2 млрд., повреждения транспортных средств – 47,0 млрд., от повреждения дорог – 25,6 млрд. руб. Большое количество ДТП случалось и в других «рисковых» регионах мира, среди которых первыми всегда числятся Китай, Индия, страны Латинской Америки, а также США, Великобритания, Франция, Испания, Италия.

На железнодорожном транспорте также возможны аварии и катастрофы, связанные с крушениями, пожарами, повреждениями линий электропередач (ЛЭП) и др., причём количество железнодорожных катастроф за последние годы возросло. Причины аварий и катастроф – высокая изношенность путей и подвижного состава, отделка вагонов легковоспламеняющими материалами, использование СУ движением, не отвечающих современным требованиям, нарушение правил безопасности.

Безопасность полётов является основной проблемой её обеспечения с момента возникновения авиации, так как отказ двигателя самолёта практически всегда приводит к катастрофе. Ежегодно в мире происходит в среднем 60 авиакатастроф, 35 из которых связаны с гибелью всех пассажиров и экипажа. Вместе с тем риск погибнуть в авиакатастрофе в 15 – 20 раз ниже риска попасть под автомобиль.

Водный транспорт, как и другие виды транспорта, создают угрозу безопасности человека. Основными причинами гибели людей являются столкновения судов, их опрокидывания, пожары на судах, получение пробоин и посадки судов на грунт.

На крупных пассажирских судах катастрофы  обычно становятся наиболее громкими и запоминаются надолго. «Титаник», «Адмирал Нахимов», «Эстония» - вот только несколько трагических случаев из бесконечной вереницы морских и речных катастроф.

В перечне ЧС первую позицию по частоте возникновения и величине наносимого материального ущерба занимают пожары. Одновременно и количество человеческих жертв остаётся чрезвычайно большим, несмотря на то, что пожары занимают первую позицию в ряду чрезвычайных событий, способы борьбы с которыми и предохранения от них разрабатываются планомерно и тщательно.

Ни один год не обходится без нескольких взрывов и пожаров на шахтах: горит и взрывается метан, а на угледобывающих шихтах – его смесь с угольной пылью. Пожары и взрывы чаще всего происходят и стали страшной традицией на шахтах Китая, Индии, Украины, России.

На газопроводах, нефтепроводах, продуктопроводах, аварии бывают самые серьёзные: по их трубам под большим давлением перемещаются разнообразные горючие, взрывоопасные, токсические вещества. Здесь аварии происходят из-за изношенности трубопровода или ошибок при его конструировании, строительстве или эксплуатации. Причиной утечки опасных веществ может стать также вмешательство посторонних людей. Эти аварии заканчиваются уничтожением ОПС, и зачастую с гибелью людей.

В городской зоне устраиваются парковые зоны из зелёных насаждений, которые обогащают воздух кислородом, способствуют рассеиванию вредных веществ и поглощают их, снижают в летнее время уровень уличного шума, выхлопных газов автомобильного транспорта, а также вредных газов промышленного производства, таким образом зелёные насаждения служат своеобразными «лёгкими» города.

Зелёные насаждения (парки, скверы, сады) не только улучшают микроклимат жилой зоны, но и оказывают благотворное психологическое влияние на людей.

Для защиты среды обитания человека в настоящее время во всех странах разрабатывается природоохранительное законодательство, в котором в разделе международного права и правовой охраны природы внутри государства включаются юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования человека.