Система «человек-машина-среда» и основные факторы влияющие на её эффективность.

В предыдущей главе показано, что взаимоотношения человека, техники и ОС настолько тесно связаны и обусловлены друг с другом, что они вместе образуют единую систему. Кроме того, многие учённые (например, Н.П. Беневоленская[3]) считают необходимым включать в данную систему ещё два элемента: предметы труда и лица (коллектив) вне зоны действия машины, мы разделяем эту точку зрения. Поэтому необходимо исследовать и изучать все элементы этой системы, включая любые источники опасностей, разнообразные методы и средства, в том числе правовые, организационные, технические, экономические, защиты человека и окружающей среды, создания безопасности и комфортности условий труда.

Структурная схема взаимодействия в системе  «человек-машина-предмет труда-внешняя среда» (ЧМС), с учётом внесённого дополнения,  представлена на рис. 2.1. Она включает в себя человека, машину (или комплекс машин), предмет труда, трудовой коллектив вне зоны действия машины и окружающую среду (как внешнюю, так и внутреннюю). К предметам труда, как известно, относятся обрабатываемые изделия, почва (грунты), перевозимые грузы и т. д., которые существенно влияют на интенсивность и характер возникающих при работе машин факторов, а в ряде случаев и сами могут быть их источниками. Особую группу в представленной системе ЧМС представляют лица, вовлекаемые в неё, но не связанные с управлением, использованием или обслуживанием машины. Эта группа делится на четыре ступени: машина – микроколлектив, машина – макроколлектив, машина – регион, машина – популяция, в каждой из которых наблюдается своя специфика взаимоотношений, связей и задач.

 

На рис. 2., где в общем виде представлена схема системы ЧМС, в центре которой поставлена машина, хотя весь смысл рассмотрения этой системы – Человек и определяющий его человеческий фактор (см. также рис. 1.). В дальнейших рассуждениях такой подход оправдан, тем более, что если бы не было элемента системы «машины», то все проблемы взаимоотношений «человек-среда» были бы принципиально иными (как это было до промышленной революции). Человек в этих схемах является активным участником процесса действия и динамики системы, поэтому БЖД человека (и как оператора, и как субъекта системы) здесь предусматривается в виде обобщенных понятий «охрана и гигиена труда» и  «охрана ОПС».

Для понимания всей сложности взаимоотношений человека и машины, а значит, и его безопасности на производстве, в транспорте, в быту (где машин уже больше, чем на многих видах производственной деятельности) необходимо рассмотрение взаимосвязей составляющих человеческого фактора и машины как объекта техники.

Человек, с одной стороны, является системообразующим субъектом труда, без которого бездействует и бессмысленны любые другие компоненты системы ЧМС, а, с другой стороны, человек не может существовать без труда, так как это главная сфера его деятельности. Алгоритм взаимосвязей факторов в системе «человек-машина» приведён на рис. 3.

 В России действует ГОСТ 26387-84 «Система «человек-машина», который устанавливает термины и определения основных понятий в области системы «человек-машина» и её эргономическое обеспечение. В составе системы ЧМС очень важно представить классификацию связей внутри неё.