Управление ЧС (РСЧС и ГО)

В нашей стране выполнение мероприятий по защите населения и территорий в мирное время возложено на Единую государственную систему предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций. В переходный период и военное время функции защи­ты населения и территории страны берет на себя Гражданская оборона Российской Фе­дерации (ГО). До 1986 г. вопросы защиты населения и территорий были возложены на ГО, при­чем только на военное время. Однако после катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г. и землетрясения в Армении в 1988 г. возникла необходимость в создании государственно­го механизма по прогнозированию, предупреждению, локализации и ликвидации ЧС в мирное время. Такой механизм был создан в 1990 г. в виде Российского корпуса спасате­лей. Но реально задачи защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера стала решать лишь Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (сокращенно РСЧС), созданная в 1992 г. и реформирован­ная в 1995 г.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное время, а в случае их возникновения - для ликвидации их последствий, обес­печения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба экономике.

Система базируется на ряде предпосылок, основными из которых являются:

-признание факта невозможности исключить риск возникновения чрезвычайных ситуаций;

-соблюдения принципа превентивной безопасности, предусматривающего максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, отдание предпочтения профилактической работе;

-комплексный подход при формировании системы, учет всех видов чрезвычайных ситуаций на всех стадиях их развития, а также всех возможных мер по противодействию им;

-построение системы на строго правовой основе с четким разграничением прав и обязанностей состава участников.

Общее руководство по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах ЧС военного и мирного времени осуществляет премьер-министр и замес­титель начальника гражданской обороны - министр МЧС РФ, на региональном  уровне - региональные центры МЧС РФ, на территориальном уровне - подразделения в соответствующих администрациях, на уровне объекта - специальный орган или отдельное лицо.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

-федеральный, охватывающий всю территорию Российской Федерации;

-региональный, охватывающий территорию нескольких субъектов Российской Федерации;

-территориальный, охватывающий территорию субъекта Российской Федерации;

-местный, охватывающий территорию района (города, населенного пункта);

-объектовый, охватывающий территорию объекта.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправ­ления, организаций, решающих вопросы по защите населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций.

Координирующими органами РСЧС являются комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) всех уровней.

На федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и лик­видации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти.

На региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Россий­ской Федерации - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России.

На территориальном уровне, охватывающем территории субъекта Российской Федерации-комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На местном уровне, охватывающем территорию района (города) - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления.

На объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Органами управления РСЧС являются:

-на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам граждан­ской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России);

-на региональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

-на территориальном и местном уровне - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГО ЧС), создаваемые при или в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления:

-на объектовом уровне - отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят  из:

-учреждений и формирований службы экстренной медицинской помощи Минздрава России;

-формирований службы защиты животных и растений Минсельхозпрода России;

-военизированных противоградовых и противолавинных служб Росгидромета;

-территориальных аварийно-спасательных формирований Государственной инспек­ции по маломерным судам Минприроды России; подразделений государственной проти­вопожарной службы МВД России; соединений и частей войск гражданской обороны; под­разделений поисково-спасательной службы МЧС России;

-соединений и воинских частей радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны России, предназначенных для ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий; военизированных горно-спасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минтопэнерго России; подразделений ор­ганов внутренних дел и муниципальной милиции; аварийно-технических центров, специализированных отрядов атомных электростанций Минатом России;

-территориальных и объектовых нештатных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований; отрядов и специалистов-добровольцев общественных объединений.

Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется автомати­зированной информационно-управляющей системой органов МЧС России (АИУС РСЧС). Функционирование РСЧС осуществляется в зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации по трем режимам:

-режим повседневной деятельности - при нормальной повседневной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;

-режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;

-режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Решение о введении любого из режимов функционирования РСЧС на конкретной территории принимается тем органом государственной власти, исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, в зоне от­ветственности которого ожидается или произошла ЧС. Органами управления, уполномо­ченными на принятие такого решения, являются соответственно Федеральное Правитель­ство, администрации республик, краев, областей, автономий, районов и городов Россий­ской Федерации.

Основные задачи, выполняемые РСЧС

В режиме повседневной деятельности:

-осуществление наблюдений и контроля за состоянием окружающей среды, обста­новкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

-планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных  ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населе­ния, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;

- совершен­ствование подготовки органов управления ГО ЧС, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;

-создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для чрезвычайных ситуаций;

-осуществление целевых видов страхования.

В режиме повышенной готовности:

- комиссии по чрезвычайным ситуациям принимают на себя непосредственное руко­водство функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формируют, при необходимости, оперативные группы для выявления причины ухудшения обстановки в районах возможного бедствия, вырабатывают предложения по ее нормализации;

-усиливают дежурно-диспетчерскую службу; усиливают наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объек­тах и прилегающих к ним территорий;

-принимают меры по защите населения и окружаю­щей природной среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов;

-приводят в состояние полной готовности силы и средства, уточняют планы их действий и порядок их выдвижения в предполагаемый район чрезвычайных ситуаций.

В режиме чрезвычайной ситуации:

-организуется защита населения;

-оперативные группы выдвигаются в районы чрез­вычайных ситуаций;

-организуется ликвидация чрезвычайных ситуаций;

-определяются границы зоны чрезвычайных ситуаций; организуются работы по обеспечению устойчиво­сти функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспе­чению пострадавшего населения;

-осуществляется непрерывный контроль за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на ава­рийных объектах и на прилегающих к ним территориях.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются резервные фонды финансовых и материальных ресурсов. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами органи­заций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непо­средственным руководством соответствующей КЧС.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресур­сов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средст­вами ликвидировать ее невозможно, то вышеуказанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям. В таких случаях вышестоящая комиссия по чрезвычайным ситуациям осуществляет координацию и руководство ликви­дацией данной ЧС.

При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти, в том числе Вооруженные Силы и воинские формирования.                                      

В отдельных случаях для ликвидации чрезвычайных ситуаций создается правитель­ственная комиссия.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться общественные объеди­нения.

При угрозе или с началом войны РСЧС передает свои полномочия Гражданской оборо­не страны.